«Обязал Аллах людей к молитве для избавления от гордыни» (Фатима аз-Захра, мир ей)
 

Можно – не значит нужно

В «Первом послании к Коринфянам» говорится:

«Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною».

Рассуждая о вреде, который наносит себе сам человек, апостол Павел говорил о том, что далеко не всё, что мы, казалось бы, можем позволить себе сделать, пойдёт нам на пользу. Безусловно, человек, который связывает себя какими бы то ни было нормами (будь то религиозными, социальными, правовыми или иными), может далеко не всё и несколько ограничивает свои свободы и вседозволенность, поскольку для него существуют правила, нарушать которые он не считает для себя дозволительным. Но что, если мы говорим о дозволенной категории – о том, что разрешено?

Очерченные шариатом границы формируют внутри каждого представителя мусульманской общины пространство для самореализации. Шариат призван сохранять порядок в социальном устройстве, побуждать людей уважать свои и чужие права, притягивать к людям благое и отталкивать зло. Учитывая существование различных биологических, гендерных, исторических и прочих факторов, шариат, безусловно, представляет собой общечеловеческий, универсальный свод законов, но есть и небольшая категория его положений, которая переводит ответы на определённые вопросы в сферу ответственности каждого отдельно взятого человека. Это интимное, это то, что касается непосредственно человека и его личных взаимоотношений с Богом.

Любопытный парадокс жизни заключается в том, что на самом деле не всё, что дозволено, благоприятно для всех и каждого. В шариате существуют некоторые положения, огульное и нерациональное использование которых вызывают некоторые вопросы и сомнения как в самом человеке, так и в наблюдателе его поступков со стороны. К примеру, в исламе дозволено не раздумывая питаться пищей (за исключением мяса), о нехаляльности происхождения которого ничего не известно; дозволено намеренно прервать пост, выехав за черту своего населённого пункта на расстояние больше 8 фарсахов [1] (только в одну сторону или туда и обратно в совокупности); мужчинам дозволено находиться в отношениях с четырьмя и более женщинами. Остановимся на последнем примере несколько основательнее.

Благодатно ли выбор иметь нескольких жён скажется на всех мужчинах планеты? Принесёт ли отдельно взятому мужчине счастье желание воспользоваться этой дозволенностью как обязательным руководством к действию? Ответ на этот вопрос у каждого мужчины индивидуален. Это его зона ответственности (в том числе за всех находящихся под его опекой членов семьи), его трезвое понимание того, насколько данное положение отвечает его потребностям и возможностям. К слову, всё максимальным образом зависит от его уровня самосознания, осознанности и разума. Как этот, так и предыдущие, упомянутые выше примеры связаны с многочисленными условиями и обстоятельствами, в которых находится человек.

Имам Казим (а) в одном из преданий сказал:

«Обладатели разума отстраняются от дозволенного изобилия этого мира, что уж говорить об их отстранении от грехов. Отстранение от этого мира является достоинством, тогда как отстранение от грехов – это обязанность…» [2].

Согласно шариату, к примеру, женщина не обязана убираться дома. Одно лишь воспитание детей, уход за ними и обучение могут занять бесчисленное количество часов в сутках. В том, что в некоторых культурах домашние дела считаются сугубо женской практикой, скорее виноваты гендерные стереотипы и сформировавшиеся представления о том, как должны вести себя мужчины и женщины. Как мы знаем из преданий, к примеру, Пророк Мухаммад (с) и Али ибн Абу Талиб (а) помогали жёнам с делами по дому.

Согласно исследованиям, матери в браке тратят больше времени на уборку, чем матери-одиночки. Исследователи предполагают, что это связано с социальными ожиданиями от замужней женщины. Бывает, что женщины и сами считают, что для того, чтобы быть хорошей женой, нужно быть хорошей хозяйкой: уделять больше времени чистоте в доме, чем собственному отдыху или интересам. Уборка как женская обязанность — это стереотип, который поддерживается со всех сторон. В семьях девочек заставляют следить за чистотой чаще, чем мальчиков. Так уже в детстве они усваивают, что работа по дому — их зона ответственности, а мальчики обретают уверенность в том, что за ними всегда будет кто-то убирать.

Однако будет ли каждая женщина счастлива от решения не наводить дома чистоту и порядок? Сомнительно. Антисанитария, затхлый и тяжёлый воздух в помещении, где не убирают, могут серьезно повлиять на здоровье всех домочадцев, включая детей. Не говоря уже о психологической напряжённости в отношениях с мужем. Манипуляция такой подкреплённой шариатом прерогативой вряд ли приведёт к положительному исходу. Исследование показало, что у женщин, наблюдающих беспорядок в доме, уровень гормона стресса, кортизола, выше, а люди, поддерживающие в своей квартире чистоту, ведут более психологически здоровый образ жизни в целом.

Нет ничего плохого в том, чтобы быть хозяйкой и мамой. Однако важно, чтобы это был выбор женщины, а не навязанный стереотип — тогда она будет счастлива. Об этом и говорит шариатское положение об отсутствии гендерно предопределённой обязанности наводить чистоту в доме.

При этом стоит отметить, что есть и довольно большое количество женщин, которые испытывают удовольствие от наведения порядка в доме, о чем свидетельствуют многочисленные видео в интернет-пространстве, где домохозяйки с большой любовью делятся своей ежедневной домашней рутиной и «лайфхаками» со своими подписчиками. Так, например Аури Кананен, девушка из Финляндии, прославилась благодаря своей любви к чистоте, набрав 2 млн подписчиков в TikTok, благодаря тому, что снимала процесс уборки в различных домах. Желание наводить в доме порядок и делать это эстетично вылилось в настоящую тенденцию и YouTube-жанр, благодаря которому менее мотивированные группы общества вдохновляются создавать в доме чистоту и порядок. Так называемые «клинфлуенсеры» выкладывают ролики о том, как убирают в квартире, и такие видео пользуются большой популярностью по всему миру. Большинство «клинфлюенсеров» — женщины. Но есть и те, кто записывают видео с мужем, подчеркивая, что в их доме равноправное распределение обязанностей.

Перед каждым человеком стоит важная задача – пройти эту жизнь, наполненную многочисленными сложностями и перипетиями, максимально достойным образом. Это сделать не просто, и ислам как всеобъемлющий комплекс правил о жизнедеятельности призван упростить жизнь верующих там, где это нужно и возможно. В Коране сказано, что исламская религия послана человечеству как облегчение, а не как тягость:

«И усердствуйте на [пути] Аллаха достойным Его усердием! Он избрал вас и не наложил на вас в религии никакой трудности] [3]»;

«Хочет Аллах вам облегчения и не хочет вам затруднения…» [4],

«Хочет Аллах [предписаниями этими] облегчить вам [жизнь]…» [5].

А как использовать дарованные по разным причинам свободы – выбор каждого.

Автор: Захра Керимова

Фотограф: Pille R. Priske, фотосток Unsplash

[1] Древняя мера длины. 1 фарсах равен около 5,125 км.

[2] Ал-Кулайни М., ал-Кафи, Книга разума и невежества, хадис 11.

[3] Коран, 22:78.

[4] Коран, 2:185.

[5] Коран, 4:28.